kavery: (hestia 2)
[personal profile] kavery
Сегодня День рождения Домового.
По этому случаюиллюстрации из серии "Домашние духи" художника Владимира Аржевитина.
 photo AzLSuKrxkxM_zps0af104e3.jpg
Этак картина называется " Осенняя сказка" , она не из серии про домашних духов. Но очень мне нравится.

Итак, сегодня, 10 февраля — Велесичи (Кудесы) или День Домового. Кудесы — это как раз день, когда угощают, задабривают домового. Домовой, иначе — запечник, прибаутник, сверчковый заступник.

Само название праздника — кудесы или бубны — говорит о том, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой и прибаутками:

Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!

Если домовой на праздник останется без гостинца, то из доброго хранителя домашнего очага, он может превратиться во вредного духа. Поэтому, в этот день после ужина следует оставить за печкой или просто на полу горшочек каши, обвязанный теплым шарфом. Каша не должна остыть до полуночи, когда домовой придет ужинать...
В праздник вспоминается и почитается как сам домовой Велес, так и все его великое воинство. Малышам рассказывают о том, откуда произошли велесичи — небесные воины Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинялись Велесу — начальнику небесных воинств.

Интересно, что среди небесных воинов есть те, которые сошли с небес на нашу грешную Землю и поселились среди обычных людей. Перечислим их — это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те, кто живет лесу — стали лешими, в воде — водяными, кто в поле — полевыми, а кто попал в дом — домовыми.

Домовой обычно дух добрый. Как правило, заботливый хозяин, который помогает семье. Иногда он немножечко проказничает, вредничает, шалит, если ему что-то не понравилось. Он может напугать тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

В этот день домового задабривают, кормят его кашей и еще приговаривают:

Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!
Текст взят тут: http://www.doctorvlad.com/blog/index.php/2012/02/chto-takoe-den-domovogo-i-kak-ego-nado-prazdnovat/)




 photo 1459843_614040225297880_666598529_n_zps15110145.jpg
Домовой жилого дома - Доможил




 photo 1545958_614040155297887_886845894_n_zps0e53561d.jpg
Домовой сарайный - Овинник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный - у русских (преимущественно на Севере) домашний дух. Имеет вид старика. Живет в овине (гумне, сарае), оберегает его и хлеб от всякой напасти, беды и часто нечисти дает хороший примолот. На Смоленщине "гуменщик" появляется в облике барана.


 photo 996132_614040181964551_312366370_n_zpsfe3587f0.jpg

Домовой - Дворовой

Дворовой - Домашний дух, обитавший во дворе он в основном отвечает не за человека, а за скотину, хозяйство.

На Владимирщине местопребыванием дедушки - домового во дворе является подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей, именуемая "матка, матошник, матерник, шапка , куриная лапа". Всем известно, что нет у него добродушия, присущего домовому, а шутки и забавы его порой беспощадно злобны и приносят немало неприятностей хозяевам. Дружит дворовой лишь с собакой и козлом, да и то если собака эта не белая. Белых собак, кошек и даже лошадей он не переносит. Любимые лошадиные масти у него - вороная и пегая. А если хозяин купит и приведет на подворье коня, пришедшегося дворовому не по вкусу, надо первый раз ввести «новичка» в конюшню не иначе как по расстеленному на земле овчиной вверх тулупу. Нелюбимых животных дворовой мучит, изводит: те невесть почему тощают, шерсть на них сваливается, шкура, хвост все в репьях.

Как дарят дворового в Орловской губернии: берут разноцветных лоскутков, овечьей шерсти, мишуры из блесток, хотя бы бумажных, старинную копейку с изображением коня, горбушку хлеба, отрезанную от целого каравая, и несут все это в хлев, и читают молитву: - Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими - попой и накорми.



 photo 5643_614040205297882_2050623767_n_zps5c7c1f98.jpg

Домовой бани - Баенник (банник)

Живет этот дух в крестьянской бане за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче неопаренных веников можно услышать ночью. Всему честному народу известен баенник за духа недоброго, а порою и злого. Баенник всегда моется после всех людей, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвертой перемены, или четвертого пара, все боятся: в эту пору моются черти, лешие, овинники, русалки. Сунется неосторожно человек - "он" накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.

 photo 1530527_614040245297878_1295199501_n_zps1c7d8b97.jpg
Жировик (Лизун) любит жировать-то есть получать удовольствие: жить в тепле или в подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Оттого другое прозвище его - лизень, лизун. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству своего веселого нрава, забавляясь. По другим источникам: Лизун - домовой дух, который заводится у нерадивых хозяек, оставляющих немытую посуду на ночь.

 photo 1010476_614040275297875_2099038959_n_zpsc69a95bf.jpg

Воструха

"Дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового. Живет он за печкою и караулит воров. Вострухина острого слуха ничто не утаится, там, где он живет, ничего приключиться не может, ничто не пропадет в доме. Даже красоту и непорочность юных дев, как честь и достояние дома, бережет ".

Вообще то, его в основном изображают мужеского пола, но мне подумалось, что дама будет уместнее: 1) Само слово "Воструха" - женского рода, 2) Функции дуэньи и ключницы, 3) Матриархат в древности, 4) Ну, и надо как-то было разбавить мужскую компанию домашних духов;)



 photo 1538772_614040425297860_775464997_n_zps45552470.jpg
Кикимора

 photo 1560382_614040538631182_371498185_n_zps1f596e96.jpg
Вазила (или Канькач, или Хлевник, или Табунник, или Висусник) - персонаж, описанный П. М. Шпилевским в статье "Белорусские народные предания" (опубликована под псевдонимом П. Древлянский) наряду с другими, вымышленными как самим автором, так и народными, мифологическими персонажами. Домашний дух, покровительствующий лошадям.

И как бонус еще немного нечисти


 photo tmpzvhiax_zps2cf6beb1.jpeg

 photo tmpzbNxQG_zpsd123170d.jpeg
Василиск

 photo tmp5niJmZ_zpsd9ae731c.jpeg

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

kavery: (Default)
kavery

October 2015

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
1819 2021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 29th, 2017 10:38 am
Powered by Dreamwidth Studios