kavery: (Lut)
[personal profile] kavery
В канун западного Рождества, которое, кстати, я праздную еще несколько слов об обычаях и языческих корнях Рождества.

Главным методом обращения язычников в христианство долгое время было использование христианами самих языческих верования, как их «сублимация», то есть очищение и наполнение христианским смыслом. Поэтому христианские праздники сознательно назначались на дни языческих торжеств. Но процесс был обоюдным — традиции смешивались, христианские празднества наполнялись фетишами языческих фестивалей. Получалось сложное, запутанное, переплетение народных традиций и христианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников отмечал сроки наступления зимы, весны, лета и осени. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Вот и Рождество стало фактически приемником Солнечных культов периода зимнего солнцестояния, логическим продолжением веры в «счастливый исход» борьбы с тьмой и холодом.
Известно, что в Древнем Египте отмечался день рождения бога Осириса и датой его было (по нашему григорианскому пониманию) 6 января. В Древней Греции очень популярный бог Дионис также родился также 6 января. Логично, что и свой большой праздник Пришествия Бога (Рождество/Крещение).
25 декабря было известно как день рождения древнего, ещё ирано-арийского, бога Митры, популярного в века раннего христианства как в Персии, так и в Римской Империи. В самом Риме происходили фестивали Сатурналии, в честь зимнего Солнцестояния. Как мы уже говорили, особая популярность солнечного культа послужила причиной разделения единого праздника Пришествия Бога на Рождество (25 декабря) и Крещение-Богоявление (6 января). Это решение способствовало удачному развитию христианских представлений в Малой Азии, Египте, Сирии, Греции и Риме.
День Зимнего Солнцестояния издавна чествовался и кельтами, и германцами и славянами. Соответственно, когда подошла очередь крестить эти народы, Церковь не возражала против употребления некоторой прежней символики и даже сохранения старых имён фестивалей. Так у славян сохранились Святки, как период, предшествующий Рождеству.
В Скандинавии этот солнечный фестиваль, вместе с ночным с жертвенным пиром, посвящённым дисам (связанным с культом плодородия), назывался Jól, Jul (от слова Hjul - колесо).Так вот, после принятия скандинавами христианства, всё осталось на своём месте: и дата, и традиционное название, и обильный ночной пир, и питие особенного тёмного пива. Изменился лишь «адрес посвящения», прибавились церковные обряды и молитвы.
О пережитках культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественское полено». Это бревно жгли от нескольких часов, до всех дней святок — чтобы распугать духов тьмы и холода в самые короткие дни и «помочь» Солнцу окрепнуть и вернуться. Головешки, угли, золу хранили, так как верили в их чудодейственную силу при болезнях. Золу разбрасывают по полям для обеспечения плодородия. Делались попытки христианизации этого обычая: полено окропляли святой водой, вырезали на нём крест, ставили рядом в горящим поленом отдельный стул, чтобы Мадонна могла придти и перепеленать в тепле младенца Иисуса. Считалось, что горящее полено символизирует очищение от первородного греха.
В течение всего средневековья в Европе сохранялся обряд поимки и жертвования священной птички — крапивника. Его красными перьями одаривали в дни Рождества на удачу и счастье. Это убийство маленькой красивой птички, которую было очень дурным знаком обидеть в другое время — часть старой, кровавой традиции жертвоприношений священных животных богам, для того, чтобы усилить их в борьбе с Тьмой.
Сохранились следы обрядов, относящихся к культу умерших. За праздничным столом оставляется место для умерших членов семьи, а также остатки кушаний для духов (домовых, гномов-цвергов и т.д), населяющих дом.
С периодом Рождества стали связывать совсем не христианские привычки гадания о будущей судьбе, замужестве, погоде, урожае.
Традиция украшать ёлку — не что иное, как кельтское приношение даров для того, чтобы умилостивить лесных духов.
Башмаки, выставленные за дверь в канун дня св. Николая, и наполненные сеном и морковкой для его коня — древнегерманский обычай оставлять корм для коня Одина или козлов Тора. В Скандинавии непонятный осёл Николая и конь Одина трансформировались во всем известного козла (видимо уже в память о Торе, который был покровителем домашнего уюта), который и теперь сопровождает Рождественского гнома.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

kavery: (Default)
kavery

December 2025

S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 11:12 am
Powered by Dreamwidth Studios