Из всего интересного, что можно сказать о тюльпане, я решила остановиться на одной из самых громких историй с ним связанных - тюльпаноманией. Длилась она всего два года, но наделала много шуму и потрясений. В Европу тюльпаны попали из Османской империи в 16 веке. И за несколько десятилетий появились европейские сорта и разновидности тюльпанов, но достаточно простых окрасов. Красивые сорта продавались за неплохую цену, но говорить о безумии было рано. До момента, когда вдруг среди плантаций тюльпанов стали появляться тюльпаны с необычной пестрой окраской. Буквально один два на большую грядку. Вот тут все и началось. Дело было в том, что такая окраска не передавалась семенам, можно было получить ее только от новых луковичек. Откуда же она взялась?

Виной всему вирус - Tulip breaking potyvirus . Изменение цвета поражённых вирусом растений связано с нарушением механизма синтеза пигментов — антоцианов. Т.е. вирус не дает образовываться в клетках веществам, дающим красный цвет лепесткам. Вирус переносится разными насекомыми, передается при делении луковицы, но не перноситься пыльцой.
Заболевшие растения не погибают, однако мельчают и постепенно теряют декоративные качества. Происходит вырождение сортов. Со временем растения ослабевают, отстают в росте и формируют мелкие уродливые цветоносы. Кроме того, рисунок, образованный пятнами, невозможно закрепить: при вегетативном размножении пестролепестность передаётся по наследству, однако у молодых растений узор получается иным. Интересно, что вирус проявлется не сразу, заражение может стать очевидным даже через 4 года. Вот почему луковицы таких пестролистных тюльпанов ценились, но всегда это был немного кот в мешке.
Обладание такими тюльпанами говрило о высоком статусе владельца.
Адриан Пау, который был сказочно богат и в то время был ближе всего к премьер-министру Голландии, построил сад, полный искусно расположенных зеркал.
В центре росло несколько редких тюльпанов, которые в зеркале казались множеством , даже Пау не мог позволить себе заполнить свой сад такими тюльпанами целиком.
Самая высокая цена, о которой есть веские доказательства, составляла 5200 гульденов за одну луковицу зимой 1637 года. Это более чем в три раза больше, чем Рембрандт брал за картину «Ночной дозор» всего пять лет спустя, и в 20 раз больше годового дохода квалифицированного рабочего, например плотника.
( Read more... )#10весеннихцветов #моявесна