Лель.

Apr. 10th, 2012 03:41 pm
kavery: (spring)
[personal profile] kavery
О Снегурочке пишут довольно часто, много рисуют ее, она уже давно перстала быть только героиней пьесы Островского и поставленой по ней опере. А вот Лель гораздо реже становится объектом для творчества. Мне стало интерсно подобрать иллюстрации о том, как трактуют этот образ разные художнки.

Но сначала несколько слов о самом Леле. Это не просто пастух из пьесы. По мнению некотрых исследователей, Лель -это древнеславянское божество, бог Любви. Впрочем, это спорная версия , и многие учениые считают ее надуманной.

"Лель — по мнению отдельных исследователей, персонаж в славянской мифологии. Впервые упоминается в научных работах XVIII века.
Большинство исследователей отрицают существование у славян наличие такого божества или персонажа. Во многих славянских народных песнях встречается рефрен «Ой, лель-ладо» либо «Лада, лель-люли», который и был ошибочно принят за имя божества." (Более подробно можно почитать хотя бы в Википедии. ) Я не могу доказать ни одну, ни другую версию, но скорее склоняюсь к той, что не было такого божества.

В литературе впервые Лель появляется еще до Островского. "У Пушкина («Руслан и Людмила») на пиру князя Владимира Баян славит «Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец»."

Пока искала информацию о Леле, попался мне любопытный реферат, в котром я прочитала вот такую мысль, опять таки спорную, но подумать над ней можно, поэтому приведу тут кусочек

Отношения Снегурочки с Лелем вообще чрезвычайно загадочны. Фигура Леля занимает одно из центральных мест в пьесе. Красивый пастух обладает просто магической властью над женскими сердцами. Его не пускают на ночлег в дом, где есть взрослые дочери и молодые жены. По словам Прекрасной Елены, жены боярина Бермяты, "Из юношей цветущих, берендеев, / Известных мне, один лишь только может / Внушить любовь девице, сердце жен /Поколебать, хотя бы наша верность / Крепка была, как сталь, - и это Лель." Однако Лель, дитя солнца, не выглядит носителем выраженного мужского начала, яркой маскулинности. Вероятно, не случайно при Островском эту роль на сцене играли женщины, а соответствующая партия в опере Чайковского написана для женского голоса.

При обращении к истории мифологии это противоречие становится понятным. Академик Рыбаков утверждает, что не было в мифологии древних славян такого мужского образа - Лель, а была фигура Лели, Ляли - дочери богини весеннего плодородия Лады (Рыбаков, 1993. с. 207). Леля, Ляля - это символ дитя, ребенка, и Лель в пьесе непроизвольно и естественно воспринимается именно как желанный ребенок, о появлении которого уместно просить богов на летнем празднике плодородия. Желание женщин, направленное на Леля - не столько эротическое, сколько желание продолжить род, родить. Рождение ребенка для архаического сознания - это высшее благо, а отсутствие потомства - страшная кара. Женские персонажи в пьесе как бы соревнуются, стремясь завоевать расположение Леля, получить ребенка. И выбор пастуха указывает на наиболее достойную с точки зрения берендеев - на умеющую горячо любить Купаву. Таким образом, Лель, заявленный в пьесе как герой - любовник, реально выполняет другую функцию, олицетворяя (воплощая) идею продолжения рода. Расположить к себе Леля - значит получить ребенка.
(Е. В. Улыбина "ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВЕЧНОЙ ДЕВСТВЕННОСТИ")

Кстати, сейчас я не смогу назвать источник этой информации, поскольку слышала это давно, но кто-то обратил внимание, что в пьесе Лель и Снегурочка - блондины, берендеи же - темноволосые. Т.е. есть предположение, что Лель пришлый в этом племени, чужак. И поэтому к нему такое специфическое отношение, а не только по тому, что он пастух. (Пастухи были в дервнях сакральными фигурами.)

Посмотрим, как же изображали Леля разные художники. На самом деле, оказалось, что не так уж и много работ.
Начнем с классики.

Крупнее
Михаил Нестеров. Лель. Весна

Photobucket
Васнецов. Эскизы костюмов к опере " Снегурочка" (Снегурочка и Лель)


Photobucket
Н. Рерих. Снегурочка и Лель. (Необычная трактовка образов. И фигуры не совсем славянские, скорее фино-угры или что-то северное.)

Photobucket
Н. Рерих. Кришна- Лель. Вот уж совсем неожиданная параллель.

Photobucket
Овчинников Владимир. Снегурочка и Лель

Photobucket
Сёмочкин Владимир. Лель

Photobucket
Б.Ольшанский


Лель 1980 г. Евгений Шитиков

Photobucket

Образ Снегурочки и Леля часто используется в прикладном творчестве.

Photobucket
Фаянс 30-е годы.


автор: Князев. Снегурочка и Лель.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket
Сергей Дмитриев.

Photobucket
Сергей Дмитриев.

Photobucket
А.Клименко Лель и Лада Это уже Лель не из пьесы, а бог любви. Брутальный и зрелый.

Date: 2012-04-10 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] christa-eselin.livejournal.com
Какая дивная мысль! Так они со Снегурочкой - оба сиды, иноплеменники, пришельцы "из холмов"! И оба выбирают себе в пару представителя "людского племени", как это часто бывало с сидами. Ах, как интересно!

Date: 2012-04-10 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Очень интересно было бы посмотреть на истчники, основываясь на котрые Островский написал пьесу. Сам, как мне кажется, особо мифологического смысла не вкладывал. Разве что подсознатльно что-то такое уловил.

Date: 2012-04-10 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] christa-eselin.livejournal.com
Да, на поверхности - сплошной модерн с эклектикой, но в глубине - что-то потрясающее... надо добраться до истоков, Вы правы.
И иллюстрации безумно хороши. Особенно шкатулочка Князева. Оба и вправду - такие нежные, неземные, нездешние подростки... :)

Date: 2012-04-10 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] xi-mera.livejournal.com
Спасибо,очень интересно!Из всех иллюстраций более всего понравился Васнецов,что неудивительно.Остальные,либо претенциозны,либо слащавы.Неплох Овчинников,но Лель у него совсем мальчик.

Date: 2012-04-10 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Мнге Нестеров еще нравится.
А для прикладных работ некотрая китчевость = это скорее особенность жанра :)

Date: 2012-04-10 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] xi-mera.livejournal.com
Да,Нестеров хорош.Его Лель органично вписывается в природу,он часть ее.

Date: 2012-04-10 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Согласна.

Date: 2012-04-10 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ottilia.livejournal.com
параллель с Кришной как раз очевидна - Кришна тоже был пастухом, дивной красоты, вызывал у девушек неконтролируемое влечение, очаровывал игрой на флейте, но играл для одной Радхи) При этом - тоже пришлым)))

в изображениях, голосую за последний вариант)

Date: 2012-04-10 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Согласна насчет Кришны. Но если бы меня до того, как я увидела это сранение, попросили бы найти аналоги для Леля в других религиях. я бы про Кришну не вспомнила.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] orange_flower referenced to your post from Кто такой Лель и откуда он взялся (http://orange-flower.livejournal.com/70129.html) saying: [...] Комментарии тоже интересные http://kavery.livejournal.com/2001285.html [...]

Date: 2012-04-10 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ne-nai.livejournal.com
Ого, сколько их! У Нестерова - замечательный :)

Date: 2012-04-10 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Я ожидала большего количества:)

Мне картина Нестерова нравится тем, что она очень весенняя.

Date: 2012-04-10 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] gremlinmage.livejournal.com
Князевская шкатулка потрясающая. Но не оставляет впечатление, что Лель там - девочка. :)

Date: 2012-04-10 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Лель достаточно женоподобный образ. Просто очень сложно нарисовать это, чтобы не получилось похожим на девочку. :)

Date: 2012-04-10 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
из-за Островского у меня Снегурочка и Лель в детстве ассоциировались оба с весной! :)))

Date: 2012-04-10 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Да, весенняя сказка. Я поэтому и написала об этом герое сейчас.

Date: 2012-04-10 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
На некоторых работах Лель дивно хорош, хотя это погибель для девичьих сердец, для женщин чуть по взрослее он не так страшен.

Date: 2012-04-10 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Да, это герой именно девичьих грез. Этакий мальчик с гитарой того времени :)

Date: 2012-04-11 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] culyoma.livejournal.com
Очень интересно, спасибо! Больше всего мне нравятся эскизы Васнецова.
Я думаю, что Лель - это как у других Купидон)) Олицетворение мягкости, нежности. А Вы к какому мнению склоняетесь?

Date: 2012-04-11 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Для меня это сокрее романтический герой, не мифологический.

Date: 2012-04-11 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] tahoser.livejournal.com
Мне он, кстати, очень понравился, когда читала пьесу.
Спасибо, как всегда очень интересно!

Profile

kavery: (Default)
kavery

October 2015

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
1819 2021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 18th, 2025 11:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios