kavery: (winter)
[personal profile] kavery

Сегодян рассказ про свиристелей, который я обещала вчера [livejournal.com profile] _m_u_.
Из него вы узнаете. почему эти красивые птицы не так часто попадали на открытки, как того заслуживает их внешний вид.


Как всегда, сначала немного биологии.
Свирители.
Подсемейство Свиристели - Bombycillinae - включает:

Род Свиристели -

* свиристель обыкновенный (B. garrulus)
* свиристель амурский (B. japonica)
* свиристель кедровый (B. cedrorum)



Семейство Свиристелевые. Обыкновенный свиристель
Единственный представитель этого семейства обыкновенный свиристель - птица чрезвычайно интересная во многих отношениях. Основная гнездовая область свиристеля лежит в северо-таежных лесах. В средне- и южно-таежных лесах он также гнездится, но не ежегодно. Правда, и в северной тайге численность его на гнездовье сильно колеблется по годам, а места гнездования непостоянны. Интересна и зимняя биология этих птиц. Оказывается, очень непостоянны и места зимовки свиристелей. В годы хорошего урожая ягод рябины они всю зиму проводят у нас на Северо-Западе, в непосредственной близости от мест гнездования.


Когда рябины - основного зимнего корма этих птиц - нет, свиристели предпринимают миграцию на большие расстояния и долетают до Англии, Испании, Исландии, а иногда залетают и в Сибирь. В зимний период свиристель - меланхоличная птица, часто целый день проводящая на одной и той же рябине. Время от времени она склевывает ягоду-другую и сидит, почти не двигаясь, до следующего 'приступа' аппетита. Птицы очень доверчивы, и их удается хорошо разглядеть. Общий тон оперения - винно-серый, с коричневатым оттенком на лбу и вокруг черного пятна на горле. Голова украшена большим хохолком. Хвост оканчивается широкой желтой полосой. Вершины маховых перьев по краям обрамлены желтыми или белыми полосками. На концах маховых перьев заметны маленькие 'бляшки' красного цвета. (Взято тут





Там, где жили свиристели (Хлебников)
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!

<Начало 1908>




Waxwings (Bombycilla garrulus)


Свиристели
К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких свиристелей.

Прилетели свиристелям

Заготовил можжевельник.

Есть крушина, есть калина,

А в совхозе у овина

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели свиристели,

Заскрипели, засвистели...

Все до ягодки поели.



Финская почтовая марка.

Как мы видим, для европейцев эта птица была склоее редкостью, экзотикой. ПОэтому сиволом праздников она врядли могла стать. Но это еще не все. Была у птицы дурная слава, да и названия в народе у нее были совсем не праздничные.

"Еще больше суеверий вызывало внезапное появление свиристелей. В средние века продолжительность жизни человека была небольшой. Крупные инвазии случались в среднем раз в 10 лет, при этом свиристели, естественно, могли появляться не во всех местностях. Т. е., человек за свою жизнь мог столкнуться с налетом этих птиц всего 1–2 раза. Каждый раз это бы¬ло внове, порождало массу слухов и суеверий, возникало множество новых названий птицы. Естественно, многие инвазии совпадали с войнами, эпидемиями, стихийными бедствиями и другими крупными несчастьями, их во все времена было вдоволь. Так, инвазии свиристелей “предсказали” Великую французскую революцию (массированные налеты этих птиц в Западной Европе отмечались в 1787/1788 и 1788/1789 гг.); начало 30-летней войны (инвазия 1617/1618 гг.); поражения европей¬ских армий от Наполеона в битвах под Аустерлицем и Иеной (инвазия 1806/1807 гг.) и даже первую мировую войну (инвазия 1913/1914 гг.). Понятно, что свиристель стал считаться во мно¬гих местах предвестником всяческих бед. Об этом говорят и многие старые немецкие народные названия — “Kriegvogel” (“птица войны”), “Todtvogel” (“птица смерти”), “Pestvogel” (“птица чумы”), “Pestdrossel” (“чумной дрозд”) и т. п. На Цюрихском озере в Швейцарии до сих пор появление свиристелей является предзнаменованием холодной зимы (Gattiker, Gattiker, 1989; Kinzelbach, 1995).



Наиболее прочно народная молва связала свиристеля с чумой. Причем на¬столько, что в голланд¬ском языке да¬же официальное научное название его так и осталось “Pestvogel”. Пер¬вая крупная эпидемия чумы, прокатившаяся по Европе в 1348–1353 гг., как раз совпала по времени с массовой инвазией 1350/1351 гг. Были и другие совпадения.
Большой интерес в этой связи представляет средневековая икона из г. Збраслав в Богемии, которая хранится сейчас в Национальной галерее в Праге. Нарисована она была в 1360 г. На иконе Мадонна с младенцем Христом, который держит в пра¬вой руке прижатого к плечу свиристеля. Птица нарисована четко и хорошо узнаваема. Это древнейшее точное изображение свиристеля, но наиболь¬ший интерес для нас представляет символика рисунка. В средние века была традиция изображать мла¬денца Христа со щеглом в руках. Икона была написана вскоре после крупной инвазии свиристелей в 1350/1351 гг., т. е., возможно, автор под впечатлением недавно увиден¬ных ярких и красивых птиц заменил традиционного щегла на свиристеля. Но возможны и другие объяснения. Эта инвазия, как уже го¬ворилось, совпала с первой крупной эпидемией чумы в Европе. Весьма вероятно, что свиристель — это своеобразный знак судьбы, который находится в божьих руках. Он (Pestvogel!) в данном случае символизирует чуму. Имеется в виду, что это игрушка в руках Бога, или другой вариант трактовки — только он может обуздать эту “кару небесную” (Kinzel¬bach, 1995).

В тех же странах, где свиристель является более или менее обычным гостем, негативных эмоций его появление не вызывает. Например, для украинцев это просто красивая птичка. Прилет свиристелей, как и снегирей, говорит о приближении зимы, но не более того.
Взято из статьи :В.Н. Грищенко- МИГРАЦИИ ПТИЦ И НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ.

Вот эта самая Мадонна.

ZBRASLAVSKÁ MADONA

Увы, лучшего изображения найти не удалось, поэтому сложно сказать, что за птичка у нее в руках.

"Символом выставки является одна из самых известных чешских икон - Мадонна Збраславская. Перстень на левой руке Пресвятой Девы символизирует ее мистическое обручение с Христом, в то время, как щегол в длани Божественного младенца напоминает о его мученической смерти. Согласно легенде, это произведение искусства было найдено среди развалин Збраславского цистерцианского монастыря, существование которого длилось недолго - с 1271 по 1305 годы. После своего возвращения в Чехию Карел IV направился поклониться гробу своей матери - Элишки Пршемысловны, похороненной в Збраславском аббатском костеле, которому, позднее он подарил эту икону. "


Вот текст про нее на чешском:
Madona ze Zbraslavi je deskový obraz velikosti 89×60×5cm vyhotovený temperou a zlacením na dřevěné bukové podložce potažené plátnem.
Tento vzácný gotický skvost pocházející ze Zbraslavi je jeden z nejznámějších českých mariánských milostných obrazů 14. století.
Obraz nese chladnou barevnost modré a zelené barvy. Vyniká lazurovou technikou tónových přechodů v inkarnátech (nebo-li v barevném vystižení pleti) a v drapériích (v dekorativním zřasení roucha ). Hlava madony je pod bílým závojem ozdobená zlatou korunou. Postava je oděna do světle modrého pláště s bohatě zdobenou sponou, přehozeného přes brokátové roucho a na pravé ruce drží malého Ježíše. Děcko je zahaleno do průsvitné košilky, levou ruku má vloženou v matčině dlani a v pravé drží pestrobarevného stehlíka, jehož pestrost vyzařuje ze studené škály barev. Ježíškův pohled je upřen do matčiny tváře. Zlaté pozadí je bohatě zdobeno akantovými vzory (ornamentální prvky ve tvaru listů). Pověst tohoto obrazu praví, že sám Václav II. ho daroval Zbraslavskému klášteru. Obraz nepochybně příslušel k hlavnímu oltáři klášterního Kostela Panny Marie. Pověst o darování obrazu Václavem II. není pravdivá, jelikož v době života Václava II. byl kostel teprve ve výstavbě a je málo pravděpodobné, že by klášterní kronikář Petr Žitavský takto významnou událost nezaznamenal. Moderní bádání však naznačuje že, obraz mohl darovat Karel IV. Zbraslavskému klášteru, kde byla pohřbena jeho matka Eliška Přemyslovna.
Obraz byl v průběhu své existence několikrát restaurován, ale i mnohokrát kopírován. Ještě před rokem 1938 byl obraz považován za kopii. Jedno z významných restaurování proběhlo během druhé světové války v dílnách Národní galerie pod vedením Bohuslava Slánského. Technologickým rozborem bylo zjištěno, že jde o gotický originál, který vznikl v časové a slohové blízkosti díla mistra Vyšebrodského cyklu. Ten byl vůdčí osobností české malby kolem poloviny 14. století. Při restaurování byly odstraněny dílčí přemalby a dodatečně vsazeny kameny a perly. Rentgenové snímky také odhalily spodní kresbu obrazu vyrytou do křídového podkladu. Obraz byl poprvé veřejně vystaven v roce 1946 v Národní galerii.
Skvost české gotické malby, Zbraslavská madona, je součástí oltáře farního Kostela sv. Jakuba Většího na Zbraslavi a v současnosti je dlouhodobě zapůjčen Národnímu muzeu.

Однако в этой статье говорится, что у младенца в руках щегол (stehlíka).

Здесь изображение чуть более четкое, и как мне кажется, жействительно виднеется хохолок на голове и желтая полоска на хвосте, как у свиристеля. Но утверждать я не берусь. Вот если найду ее изображение крупнее, вот тогда....


Почтовая марка.
-------------
Апд.
Пост о Чешских мадоннах, в котором хорошо ивдно, что это свиристель.

Profile

kavery: (Default)
kavery

October 2015

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
1819 2021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 28th, 2025 08:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios