kavery: (Default)
[personal profile] kavery
Вчера из комментариев к моему посту о горгульях я поняла, что у многих существует путаница в понятиях "химера" и "горгулья". Поэтому я решила окончательно прояснить этот вопрос. Поэтому сегодня рассказ о химерах.

Изначально была всего одна Химера.(Chimaera - Chimera ) Жила она в Ликии и была героиней греческих мифов. Матерью Химеры были Тифон и Ехидна, соответственно ее братья - Цербер и Орфус, и сестра - Гидра. Очень симпатичная семейка. Сама Химера была подстать своим родственникам: она представляла собой смесь льва, козы и змеи. Вобщем красивая барышня была :) Имя ее перводилось с греческого как " козочка". (греч. Χίμαιρα, «коза»)
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket



Впервые Химера упоминается в "Илиаде". Ее описывают как существо, у которого передняя часть тела- львиная, середина - туловище козы, задняя часть как у змеи. В "Теогонии" Гесиод описывает ее несколько иначе: у нее три головы: львиная, козья и змеиная.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Chimaera of Arezzo


Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Фрагмент (козья голова)


Из пасти своей Химера изрыгала огонь. Поэтому многие исследователи считают, что Химера - это метафора одного из Ликийских вулканов. Ныне эти местом считают район близ турецкой деревни Чамьюва (тур. Chamuva), где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
The monster was still breathing. This picture shows the chimaera's fiery breath: a natural source of methane gas. On this rocky platform, every now and then, flames start to flare up from one of the little 'mouths' of the earth.


Плутарх высказал предположение, что Химера — это имя капитана с пиратскими наклонностями, приказавшего нарисовать на своем корабле льва, козу и змею.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
На третьей колонне - изображена Химера.


Химера по легенде наносила большой вред жителям соседних с ее жилищем городов. Победиить Химеру сумел Беллерофонт.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Беллерофонт был сыном Главка ( по другой версии Посейдона). Изначально имя этого героя было Гиппоной. Но после того, как он убил Беллера, его стали называть Беллерофонт (убийца Беллера). После этого проступка Беллерофонт бежал к царю Прету. Царская жена влюбилась в юношу, но тот ответил ей отказом. Тогда она оболгала его перед мужем, сказав, что именно юноша домогался ее.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Царь не мог нарушить законов гостеприимства и наказать Беллерофонта. Тогда он отослал его к своему тестю, царю Ликии Иобату, прислав тому письмо с просьбой как-нибудь убить юношу. Царь стал давать Беллерофонту сложные задания, в надежде, что тот погибнет. Одним из них было задание убить Химеру. Боги были на стороне юноши, они одолжили ему коня Пегаса. Герой смог с воздуха подлететь к Химере. На свое копье он наколол куски свинца. Беллерофонт подлетел к чудищу сверху, воткнул копье в горло. Свинец расплавился, и Химера задохнулась.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Ученые пока не пришли к единому мнению о символике данного мифа. Судя по именам миф имеет восточное происхождение. Однако он существовал уже в Древней Греции. Сначала он был распространен в Ликии, потом - во всей стране.

Сюжет о Химере и Беллерофонте был популярен в искусстве во все времена. Можно сказать, что эта самая первая история о рыцаре и драконе.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Некоторые исследователи считают, что поскольку Беллерофонт имеет черты солярного бога ( в продолжении своих приключений он пытается подняться на Олимп), Химера могла быть символом жаркого летнего времени года или созвездия Льва. Другие видят в Химере символ трех времен года.
Фрагмент мифа со свинцом, расплавленным в горле , возможно, подразумевает описание момента овладения способами литья металлов.

Вот в этой статье (на английском) автор выдвигает интересную версию о том, что Химера имеет шумеро-вавилонское происхождение, и ее прообразом были вавилонские крылатые львы.





В дальнейшем понятие химера из имени собственного стало общим нарицательным для всяких уродливых существ. Таким образом, "химера" понятие - скорее мифологическое. А "горгулья" понятие архитектурное, обозначающее в переводе с французского желоб. Т.е. горгулья может быть в виде химеры. Если же архитектурное украшение водостоком не является, то правильнее его назвать просто химерой. Такие украшения в искусстве использовали как символы зла и пороков. Впрочем, в современном употреблении эти два слова часто синонимичны.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Дом с химерами в Киеве

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Химеры на соборе Нотр-Дам

Date: 2007-04-11 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Спасибо! Очень интересный пост! Я тоже не знала этой разницы.

Date: 2007-04-11 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Да, вот так вот одна тема цепляет другую. Осталось теперь про гротески написать пост.

Date: 2007-04-11 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Завтра или в пятницу точно будет :)

Date: 2007-04-11 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] laura-corolla.livejournal.com
спасибо за пост! теперь многое прояснилось :)))

Date: 2007-04-11 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Ага. Теперь будем правильно этих чудищь называть, чтобы они не обижались на нас :)

Date: 2007-04-11 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
спасибо большое, впервые от вас узнала миф о химере. Особенно меня поразило фото с горящим природным газом!

Date: 2007-04-11 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Этот миф не самый известный, мне кажется.

Date: 2007-04-11 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] laute.livejournal.com
Спасибо, очень интересно.
Про химеру как символ летнего времени года или созвездия Льва я раньше не слышала, хотя интересуюсь этой темой - Химера один из моих постоянных ников)

Date: 2007-04-11 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
У меня в посте ссылка на английскую статью. Там о Химере вобще много чего интересного. Очень рекомендую.

Date: 2007-04-11 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vip07.livejournal.com
ETO MOE LUBIMOE MESTO v Kieve, vozle etogo doma, takaya misticheskaya krasota, s trudom uxozu ottuda i xochet'sya vse vremya vernut'sya. Spasibo za fotografii i za ob'yasnenia.

Date: 2007-04-11 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] olisa1.livejournal.com
Очень интересный обзор!
Одно непонятно - почему химеры и горгульи так прижились в архитектуре? Почему люди увековечивали этих существ на зданиях?

Date: 2007-04-11 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Видимо это все таки охранные символы. Плюс - такой полет для фантазии архитектора.

Собствено говоря они популярны были в готике и потом в неоготике. В других стилях они редкие гости.

Date: 2007-04-11 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] eregwen.livejournal.com
Ой! А пятая снизу фотография, кажется, киевская - я в детстве очень боялась этих, как говорила, "чёртиков". :)

Date: 2007-04-11 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
Да, это, кажется, Ярославов Вал, дом 1 - с готической крышей...

Date: 2007-04-11 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] eregwen.livejournal.com
Я живу буквально в пяти минтуха хотьбы от этого дома, и мы с отцом там часто гуляли. Шла и боялась. :)

Date: 2007-04-11 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] aldanare.livejournal.com
В Киеве, где такой красотой разукрашена туева куча исторических домов, их называют исключительно "химэры". А прилагательное "химэрный" вообще одно из моих любимых в украинском языке...

Date: 2007-04-11 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] bitterman-s.livejournal.com
Спасибо за пост!
Мне очень нравятся такие скульптуры.

Date: 2007-04-11 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ggordeeva.livejournal.com
Несколько иной - и очень трогательный - взгляд на Химеру можно обнаружить в "Сказаниях о титанах" Якова Голосовкера. В сети, кажется, есть.

Date: 2007-04-12 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] sananahead.livejournal.com
Огромное спасибо за просвещение! Срочно сохраняю все посты о химерах и горгульях. Очень интересно и познавательно!
Я ведь часто задавалась вопросом о разнице, но как-то откладывала прояснение на потом и так жила с белым пятном. А вы его закрыли. Такое приятное чувство! :)

Date: 2007-04-12 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Да, такое часто бывает. Не всегда есть время находить ответы на все вопросы.

Date: 2007-04-15 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] sananahead.livejournal.com
Как я сама же когда-то сказала, удачно подобранная френдлента даёт ответы на все незаданные вопросы! :)
А вы - очень ценное приобретение для любой френдленты. :)

Date: 2007-04-16 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Спасибо.

Дом с химерами в Киеве

Date: 2007-04-16 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] valya-15.livejournal.com
"Дом с химерами" в Киеве спроэктировал Городецкий, главный архитектор киевского модерна. О доме есть две легенды: что морские обитатели посажены на нем в память об утонувшей девочке и что на самом деле они сделаны для того, чтобы прорекламировать строительные возможности бетона.
Мимо этого дома я когда-то каждый день ходила в школу. Самое интересное: мне казалось, что при разном освещении и в разную погоду скульптуры выглядят каждый раз иначе.
...А еще можно придумать сказочное имя "Химера Горгульевна"...

Re: Дом с химерами в Киеве

Date: 2007-04-19 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Химера Горгульевна - хорош звучит!!!! :)))

Дом с химерами_2

Date: 2007-04-18 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] valya-15.livejournal.com
Еще интересно: "Дом с химерами" стоит на правительственной Банковой улице (улица так называется, потому что идет от здания Нацбанка, на котором тоже много всяких архитектурных украшений). Улица неширокая, и почти напротив "Дома с химерами", очень близко - здание, в котором сидит президент. А оно очень громоздкое, эдакий "советский ампир". С массивным портиком и большими шарами на тумбах у входа. Если смотреть на них со стороны - сбоку - оба здания сильно между собой контрастируют.

Re: Дом с химерами_2

Date: 2007-04-19 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Спасибо. Надеюсь, что когда-нибудь я еще побываю в Киеве и посмотрю на это своими глазами.

Profile

kavery: (Default)
kavery

December 2025

S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 14th, 2026 09:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios